Актуальность фотобизнеса
Востребованность услуг профессиональных фотографов сегодня очень высока. Оборудование постоянно совершенствуется, и может даже показаться, что с его помощью каждый может создавать великолепные фотографии. Но когда речь заходит о создании актерского или модельного портфолио, о съемке товаров для каталога или интернет-магазина, то оказывается, что без настоящего профессионала выполнить эту работу качественно невозможно.
Особенно много фотографий требует следующие отрасли:
- реклама и маркетинг;
- мода и модельный бизнес;
- кинематография;
- журналистика;
- организация мероприятий;
- оформление документов;
- архитектура;
- наука;
- медицина и другие отрасли.
Фотостудии получают огромное количество заказов на портретную, жанровую, предметную, техническую фотографию. Такие снимки настолько востребованы, что фотостудии могут даже специализироваться на чем-то одном. Например, полностью сконцентрировать свои интересы на съемке интерьеров, ювелирных изделий или товаров для магазинных каталогов.
Анализ рынка
Чтобы открытие фотостудии с нуля было успешным, необходимо тщательно проанализировать экономическую ситуацию в той местности, где будет работать новая фотостудия, и определить набор видов фотоуслуг, который окажется наиболее прибыльным.
Начинается анализ с изучения объявлений в местных изданиях, статистики работы учебных заведений и загсов (они являются основными поставщиками заказов на портретные и свадебные фото), театров и других объектов культуры. Определяется напряженность рынка туристских услуг.
Изучается средний уровень покупательной способности населения в данной местности. Для этого нужно проанализировать уровень зарплат местных предприятий и организаций.
Обязательный пункт разработки бизнес-плана – анализ деятельности конкурентов. От него зависит рентабельность открытия еще одной фотостудии. Так, если анализ экономической ситуации показывает высокую востребованность в фотоуслугах и хорошую обеспеченность населения, но при этом в регионе уже действует несколько успешных фотостудий, то открытие еще одной будет убыточным.
Чтобы узнать особенности деятельности конкурентов, нужно зайти к ним под видом клиента. Тогда администраторы выдадут подробную информацию о наборе услуг и о ценах. Для проверки уровня профессионализма конкурента можно заказать очень необычную услугу и посмотреть, как он с ней справится.
Рынок недвижимости тоже требует тщательного анализа. Необходимо подобрать помещение для фотостудии, отвечающее замыслам и бюджету.
В смету включают стоимость либо аренды, либо покупки помещения, а также затраты на ремонт, перепланировку, подключение коммуникаций, коммунальные расходы. Потолки в помещении должны быть высокими – это необходимо для организации правильного освещения.
Материальное обеспечение включает в себя стоимость всего оборудования, как непосредственно фото, так и вспомогательного, а также оформление студии, реквизит для жанровых фотографий.
Типовой бизнес-план фотостудии с расчетами
Стандартный план составляется до того, как состоится открытие фотостудии с нуля. В него включается полный перечень действий, которые необходимо совершить, и список расходов. Также план содержит отчет о предполагаемых доходах и расходах на следующие два года.
В план включается регистрация бизнеса (обычно это ИП), уплата госпошлины, расходы на оформление печати.
Из классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2) выбирают соответствующие коды и включают их в список. Их лучше выбирать побольше, чтобы при расширении бизнеса не пришлось заниматься переоформлением.
Выбирают вид налогообложения. Обычно в бизнес-план фотостудии с расчетами включают патентный вид.
Одно из центральных мест в смете занимает оборудование. Примерный минимальный набор для небольшого помещения (площадь не более 80 кв. м) с усредненными ценами выглядит следующим образом:
- моноблок Prafoto D1 1000 Air 901025 – 140 тыс. руб.;
- телескопическая стойка – 42 тыс. руб.;
- софт-бокс – 28 25 тыс. руб.;
- отражатели, 2 шт. – 25 тыс. руб.;
- радиосинхронизатор – 20 тыс. руб.;
- фон – 5 тыс. руб.;
- генератор дыма – 10 тыс. руб.;
- набор рефлекторов, цветных фильтров и т. д. – 10 тыс. руб.
ИТОГО – 270 тыс. руб.
Размеры стартовых инвестиций зависят от региона, в котором открывается бизнес, от текущей экономической ситуации и от масштаба планируемого предприятия. Но если брать усредненные значения, то на данный момент бизнес-план фотостудии с расчетами показывает, что окупаемость студии площадью около 80 кв. м составляет около одного года. Соответственно, чтобы окупилась студия площадью до 200 кв. м, потребуется два года.
Примерный расчет уровня расходов (цены усредненно-приблизительные) для фотостудии в Екатеринбурге выглядит следующим образом (стоимость приведена в тысячах рублей).
Исходные затраты (производятся единовременно), тыс.руб. |
Расходы на функционирование бизнеса (текущие, производятся периодически), тыс. руб. |
||
Дизайн-проект студии, ремонт помещения |
150 |
Арендная плата (помещение до 80 кв. м) |
45 |
Мебель, реквизит |
180 |
ЖКХ, интернет |
20 |
Оборудование для административной зоны (зоны ресепшен) |
130 |
Заработная плата директор – 1 фотограф – 1 администраторы – 2 |
100 |
Минимальный набор фотооборудования |
270 |
Общая сумма налогов |
50 |
Реклама, маркетинг |
140 |
Текущая реклама, расходы на содержание сайта |
10 |
Компьютеры и офисная оргтехника |
130 |
Случайные расходы |
25 |
ИТОГО |
1 млн руб. |
ИТОГО (ежемесячно) |
250 тыс. руб. |
Далее производится расчет выхода на точку безубыточности. Для этого нужно учесть поступающие доходы. Они могут складываться из следующих видов деятельности:
- фотоработы – 3 тыс. руб. / час (приблизительно);
- сдача в аренду площадей и оборудования – 1,5 тыс. руб. / час (приблизительно).
Динамику доходов и расходов удобно представлять в виде диаграммы Ганта, оформленной как таблица:
Начало работы июль-сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
|||||
расход тыс. руб. |
доход тыс. руб. |
расход тыс. руб. |
доход тыс. руб. |
расход тыс. руб. |
доход тыс. руб. |
расход тыс. руб. |
доход тыс. руб. |
|
Список услуг |
220 |
120 |
||||||
Список услуг |
250 |
160 |
||||||
Список услуг |
250 |
240 |
||||||
Список услуг |
250 |
280 |
||||||
ИТОГО |
-100 |
-90 |
-10 |
+30 |
При составлении собственного бизнес-плана нужно брать конкретные услуги, которые будет оказывать планируемая фотостудия, и актуальные расценки. Также нужно учитывать фактор сезонности, который присутствует не во всех регионах.
Правильно составленный бизнес-план позволяет достаточно точно спрогнозировать прибыльность бизнеса и узнать его рентабельность до того, как будет потрачена первая копейка на его организацию.