Анализ рынка кофе
В 2001 г. в России на одного человека приходилось 0,4 кг продукта в год, на сегодня этот показатель составляет около 1,3 кг. Но по сравнению с европейскими странами отечественный кофейный рынок имеет куда расти, так как за рубежом один человек употребляет 6-12 кг кофе в год.
В 2016-2017 гг. множество ресторанных заведений закрывалось, но число кофеен и их совокупные доходы заметно увеличились. Главными причинами такого роста считали популярность кофейных напитков и преимущество новых форматов: кофе навынос, мобильных кофеен и выездного обслуживания.
Оценка конкурентов
Кофейня с нуля должна учитывать высокую конкуренцию среди подобных заведений. Чтобы стать успешным в этом бизнесе, нужно тщательно изучить сервис заведений конкурентов, которые открыты вблизи планируемого кафетерия. Это поможет определить концепцию в своем заведении, чтобы привлечь больше клиентов.
Франшиза в помощь
Новичкам лучше работать по франшизе. Известный бренд поможет неопытному бизнесмену избежать множества ошибок, которые они могут совершить: неудачная локация, заключение договоров с неизвестными поставщиками, слабая организация менеджмента.
С франчайзером можно создать успешную концепцию, продумать изысканное меню. Это позволит обыграть конкурентов и привлечь много посетителей.
Составление меню
Кофе является атрибутом заведения. Поэтому меню должно содержать большой ассортимент сортов этого продукта, чтобы удовлетворить как можно больше посетителей. Это могут быть:
- латте – кофейный напиток из эспрессо с добавлением молока;
- капучино – напиток из кофе эспрессо с подогретым молоком с пеной;
- эспрессо – крепкий кофе;
- американо – кофе эспрессо, разбавленный водой;
- мокко – напиток из кофе арабика с добавлением молока и шоколада.
Дополнительно к ним следует включить добавки:
- алкоголь (потребуется получить дополнительную лицензию);
- сиропы и топпинги;
- измельченные орехи и специи;
- шоколад и мороженое.
Кроме этого, в меню кофейни бывают вкусные десерты. В традиционных заведениях полного цикла меню содержит вторые блюда и разные салаты.
Качество продукции – залог репутации заведения. Поэтому нужно закупать сырье и готовые блюда у надежных поставщиков.
Разработка концепции
Любую идею нужно хорошо продумать. Правильный выбор концепции является главным фактором, который определяет успех заведения. Для стационарных кофеен существуют такие модели:
- Американская – минимализм в стиле, отсутствие горячих блюд и алкоголя, клиенты спешат на работу, поэтому обслуживаются быстро.
- Французская – классический стиль, качественные столовые приборы, клиентов обслуживают официанты, в меню присутствуют алкогольные напитки.
Есть еще другие концепции, которые не требуют больших затрат:
- Мобильные – продается только кофе. Перемещение на микроавтобусе дает возможность обслужить клиентов в местах, где много людей.
- Кофе навынос – обслуживание клиентов, которые покупают кофе, чтобы взять его с собой и пить по дороге или на работе. Могут располагаться в помещении стационарной кофейни.
- Модульные – размещены в торговых центрах, где проходит много посетителей. Места для сидений в основном не предвидятся на небольшой площади.
Если предприниматель планирует достичь хороших результатов, то кофейня с нуля должна рассматриваться в стационарном формате.
Расположение кофейни
Удачно выбранное место для кофейни является успешным решением для ее открытия. Нужно обратить внимание на расположение:
- учебных учреждений;
- офисов;
- вокзалов;
- деловых центров;
- улиц с активным передвижением автотранспорта и пешеходов.
Необходимо правильно составить график работы, который поможет увеличить доход.
Отличным расположением кофейни считается первый этаж любого здания. При этом привилегию лучше отдавать помещениям с окнами, выходящими на красивый вид улицы, с хорошей звуковой изоляцией и наличием на стене свободного места, чтобы прикрепить вывеску.
Помещение
Нужно определить количество клиентов, которые будут обслуживаться одновременно. Площадь в 150 кв. м может вместить около 50 человек. Обязательное наличие дополнительных помещений, таких как кухня, склад для хранения продуктов, туалет и раздевалка для персонала.
Учитывая это, потребуется помещение площадью в 200 кв. м, которое должно строго отвечать санитарно-гигиеническим нормам.
Регистрация
Бизнес-план по открытию кофейни требует оформления регистрации. Правовую форму выбирают в зависимости от объема продаж: для маленькой кофейни можно оформить ИП, а ООО – для большого заведения и для продажи алкоголя.
Разрешительная документация
Для функционирования кофейни понадобятся такие документы:
- договоры на поставку электроэнергии, водоснабжения, водоотведение, аренду помещения, а также с поставщиками продуктов и оборудования;
- проект технологический;
- заключение санитарно-эпидемиологической службы;
- сертификация готовой продукции;
- лицензия на алкоголь;
- документы от пожарной и санитарной службы.
Оборудование
Деятельность и особенность заведения влияют на перечень необходимого оборудования.
Наименование |
Штук |
Цена, тыс. руб. |
Сумма затрат, тыс. руб. |
Кофемашина |
3 |
100 |
300 |
Мебель |
300 |
||
Специализированное оборудование |
147 |
||
Посуда |
100 |
||
Холодильник |
2 |
40 |
80 |
Декор |
50 |
||
Витрины |
2 |
20 |
40 |
Посудомойка |
1 |
30 |
30 |
Смягчитель воды |
1 |
15 |
15 |
Кофемолка |
1 |
10 |
10 |
Миксер |
1 |
10 |
10 |
Микроволновка |
1 |
3 |
3 |
ИТОГО |
1085 |
Персонал
От количества клиентов и объема продаж зависит численность работников заведения.
Должность |
Количество персонала |
Заработная плата, тыс. руб. |
Сумма, тыс. руб. |
Управляющий |
1 |
60 |
60 |
Кондитер |
1 |
32 |
32 |
Бармен |
2 |
24 |
48 |
Бариста |
2 |
23 |
46 |
Официанты |
4 |
22 |
88 |
Бухгалтер |
1 |
20 |
20 |
Уборщицы |
2 |
15 |
30 |
ИТОГО |
324 |
У всех сотрудников должны быть санитарные книжки и им нужно проходить медосмотр 1 раз в год.
Расчеты
Выручка и затраты зависят от масштаба заведения и выбора модели. Чтобы кофейня с нуля начала функционировать, нужно вложить в нее инвестиции:
Разовые расходы |
Сумма, тыс. руб. |
Покупка оборудования |
1085 |
Ремонт помещения |
600 |
Оформление документов |
150 |
Текущие расходы |
100 |
ИТОГО |
1935 |
Планируемую прибыль заведения рассчитывают с учетом ежемесячных доходов и расходов.
Доходная сторона:
Доход |
|
Посещение кофейни в день, человек |
130 |
Средний размер покупки на 1 человека, руб. |
300 |
Дневная выручка, тыс. руб. |
39 |
Доход за месяц, тыс. руб. |
1170 |
Ежемесячные затраты:
Расходы |
Сумма, тыс. руб. |
Аренда |
100 |
Оплата за коммунальные услуги |
50 |
Зарплата |
324 |
Закупки продуктов |
350 |
Реклама |
15 |
ИТОГО |
839 |
Окупаемость заведения рассчитывается так:
Месячная прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
331 |
Чистая прибыль за месяц, тыс. руб. |
287,9 |
Рентабельность, % |
24,6 |
Срок окупаемости, месяцев |
6,7 |
Приблизительно через 7 месяцев заведение окупит вложения и будет получать чистые доходы.
Выводы
Разработка бизнес-плана по открытию кофейни является важным этапом в развитии собственного бизнеса. От него зависит успешная работа заведения, ведь в нем отображены концепции, просчитаны планируемая прибыль, высокая рентабельность и окупаемость предприятия. С помощью этих показателей можно отразить всю суть проекта и привлечь инвесторов для запуска своего дела.